Работа с детьми ОВЗ

incobr

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Цель инклюзивного образования МБДОУ – создание в дошкольном учреждении безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.

Задачи инклюзивного образования:

  1. Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
  2. Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
  3. Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.

 Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Нормативно-правовые документы

Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ

В МБДОУ № 84 функционирует 7 возрастных групп. Наш детский сад посещают 2 ребенка-инвалида, 2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В учреждении оборудованы просторные групповые комнаты, включающие игровую, познавательную обеденную зоны. При организации образовательного пространства воспитатели и специалисты МБДОУ руководствуются следующими принципами: информативность, вариативность, полуфункциональность, трансформируемость, интегративность.

В МБДОУ воспитательно-образовательный процесс подчинен коррекции имеющихся нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, становлению их личности: развитию компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физической), креативности, инициативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки.

В детском саду имеется грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда для соответствующего возраста детей, которая меняется в соответствии с сезоном и темой познавательной деятельности. Большое место отводится и для свободной самостоятельной художественной деятельности. В ДОУ имеются крупные постройки-модули, раскладные домики, различные пособия для развития фантазии, творчества и движений.

В каждой группе создано прозрачное зонирование и оборудованы коррекционно-релаксационные пространства:

  • центр воды и песка
  • творческий центр, где проводятся куклотерапия, арт-терапия и лечебные спектакли
  • научный центр для опытно-экспериментальной деятельности
  • центр литературы
  • центр двигательной активности и др.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ помогает ребенку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться здоровой, творчески способной личностью. Наличие музыкальных, театральных зон, уголков изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей детей, а также коррекции имеющихся эмоционально-личностных проблем.

Для развития оптимальной двигательной активности детей физкультурный зал оснащен:

  • спортивными модулями для создания различных комбинаций
  • детскими тренажерами для развития различных групп мышц
  • сухими бассейнами для релаксации, массажа
  • нестандартным физкультурным оборудованием
  • атрибутами для подвижных игр и др.

На заседании психолого-педагогического консилиума МБДОУ на ребенка-инвалида утверждается "Индивидуальный образовательный маршрут". Психолого-педагогическое сопровождение таких детей осуществляется педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, воспитателями. Педагогами разрабатываются индивидуальные планы работы с детьми-инвалидами на основе предоставленных в ДОУ индивидуальных программ реабилитации, абилитации с учетом всех рекомендаций. Ежедневный план работы с детьми-инвалидами корректируется в сентябре каждого года и включает занятия по развитию речи, музыке, рисованию, физической культуре, плаванию в соответствии с учебным планом группы, в которой находится ребенок-инвалид. Регулярно 2 раза в год проводится диагностическое обследование ребенка-инвалида с целью определения уровня развития и усвоения программного материала по всем направлениям. Диагностику проводят все специалисты. Результаты диагностики анализируются и обсуждаются на педсоветах и ППк и отображаются в отчетах педагогов.

Самые распространенные вопросы

Что будет дальше с этими "особенными" детьми? Все равно они не будут такими, как все. Так зачем тогда все это?

  • Особый ребенок вполне может успешно общаться в детском саду, закончить школу, поступить в институт и получить профессию, но дается ему это гораздо труднее, чем обычному ребенку. Мы не можем заранее знать, удастся ли особенному ребенку развиться до такой степени, чтобы окружающие считали его "таким, как все". Но мы можем и должны дать ему шанс! Ребенок ходит в детский сад, т.е. живет, как и большинство дошкольников, и все это ценно само по себе.

В детском саду есть образовательные занятия, на которых "особенному" ребенку будет очень сложно. И я не вижу пользы от общения моего ребенка с "особенным".

  • Часто особенные дети интеллектуально вполне могут справиться с программой. Для них сложнее научиться взаимодействовать и общаться. Для дошкольников еще нет разницы, особенный перед ними сверстник или нет. Они взаимодействуют, помогают, играют, с "особенными" детьми так же, как и с обычными. За время нашей работы мы убедились в том, что отношение детей к особенностям друг друга в большей степени зависит от отношения взрослых к особенностям детей.
  • В дальнейшем в школе у "особенных" детей больше шансов на то, что их не будут обижать другие дети. А обычные дети будут добрее, у них будет более развито чувство сострадания. Они не будут насмехаться, всегда будут готовы прийти на помощь.

Воспитатель больше внимания уделяет "особенным" детям, тратит на них больше времени, в итоге страдают нормальные дети, они недополучают внимания и знаний.

  • Особых детей не должно быть больше 1-2-х человек в группе, тогда для остальных будет только полезен этот опыт, все зависит от позиции воспитателя. Наряду с этим, в нашем детском саду к "особенным" детям прикреплен педагог-психолог. Всегда, помимо воспитателя, присутствует человек, готовый прийти на помощь "особенному" ребенку.

Не влияет ли негативно на обычных детей их совместное пребывание с проблемными "особенными" детьми?

  • Ребенок будет взрослеть, и ему придется встречаться со всякими детьми и взрослыми, и он должен уметь общаться с ними. Уходя из детского сада в школу, он должен вынести отсюда не только начальные знания, но и социальные навыки общения и взаимодействия с людьми. Проблемных детей становится все больше, поэтому они встретятся обычному ребенку в любой школе. Наконец наша страна увидела эту проблему, и стали ее решать, а не делать вид, что проблемы не существует.